«Многоликий Менделеевск»: русские

(1 декабря 2016) Продолжаем наш рассказ о жизни национально-культурных автономий Менделеевского района. Сегодня мы вспомним историю русских сёл, забытые факты и традиции, знаменитых земляков.

e853e647096b230ee7f6cf04801d401d_L

О чем говорят архивы и учёные

Согласно данным за 1887 год Кировского госархива, территория нашего края начинает заселяться русскими из северных районов Вятской губернии в Х-ХI веках, в этот период и образуется деревня Бондюга.

По сведениям кандидата исторических наук В.Ермакова, начиная с середины XVI века всё более заметным явлением хозяйственной жизни на берегах Камы становится деятельность русского населения.

С точки зрения краеведения, большой интерес вызывает труд по ойконимии Менделеевского района доктора филологических наук, профессора Леонида Арсланова. В нём сказано: «Значительное место в топонимии Менделеевского района занимал славянский (русский) пласт. Однако ряд русских населённых пунктов исчез. Так, по данным материалов «Населённые пункты Республики Татарстан», Казань, 1997 (2), такие бывшие русские населённые пункты, как Макарово, Верхний Котельнич, Нолинск, Комаровка, Новый Ключ, Богатый Лог, Красный Остров, Салтыковка в перечне населённых пунктов не значатся. В настоящее время в районе функционируют следующие населённые пункты, заселённые русским населением: Икское Устье, Кураково, Русский Сарсаз, Татарские Челны, Ижёвка, Тихоново, а также Бондюга, Камашево (Мирное пристанище) и Тихие Горы в составе Менделеевска».

По данным Всесоюзной переписи населения 2010 года, из 30377 жителей Менделеевского района 10811 человек – русские. Русскую национально-культурную автономию, образованную на базе Дома дружбы народов, возглавляет учитель русского языка и литературы Анна Орлова.

Начало начал

Такие сёла как Бондюга, Кокшан можно с полным правом назвать началом начал. Бондюга – это родина купеческой династии Ушковых, благодаря которым на нашей земле началось химическое производство, образовался город и район. А Кокшан стал той самой исторической точкой роста – здесь был первый химический завод Ушковых.

Кокшан – уникальное по красоте природы место, сохранившее дух древности. Здесь стоит здание заводского училища, ныне клуб, – памятник архитектуры второй половины XIX века, будоражат воображение развалины ушковского завода и рассказы о липовой аллее, прозванной в народе аллеей любви. Высятся лиственницы, красавцы-кедры, посаженные ещё при Ушковых.

– Мой папа – уроженец этих мест. Он рассказывал, что в былые времена местные жители занимались не только сбором, но и заготовкой кедровых орехов, –  говорит Наталья Потапова, директор музея химзавода имени Карпова.

загруженное (2)

Волостной центр

Каждое из русских сёл имеет давнюю историю, свои традиции и судьбу. Например, ныне малочисленная деревня Кураково когда-то была волостным центром  Вятской губернии Елабужского уезда. Волостной судья здесь вёл приём населения, действовал большой церковный приход. Как рассказывает уроженка села Нина Кожевникова, ветеран педагогического труда, в старину был популярен Курак-базар. В день престольного праздника, на Владимирскую, съезжались жители окрестных деревень на праздничную службу, а у церкви развёртывались торговые ряды. Сейчас храм Космы и Дамиана, памятник архитектуры XVIII века, заброшен.

Кураковцы гордятся знаменитым земляком – генерал-лейтенантом танковых войск Василием Бурковым, кавалером четырёх орденов Красного Знамени, ордена Ленина. Его 10-ый танковый корпус геройски сражался на Западном и Юго-Западном фронте и Курской дуге.

Село русское, название татарское

Село Татарские Челны в этом году отметило 400-летие. Первыми жителями были татары, но позже они покинули нажитые места. И тогда из села Сарали, ныне Бехтерево, переехали несколько русских семей. Тат. Челны знамениты тем, что эти места запечатлел художник Иван Шишкин (как и Тихоновские окрестности). В селе Тат. Челны у брата И.И.Шишкина священника Николая Ивановича была мельница. На территории поселения находится памятник архитектуры Свято-Троицкая церковь. Татчелнинцы надеются, что храм когда-нибудь будет восстановлен. И надежда есть. Ведь возродили же они традицию проводить Рождественскую ярмарку, которая когда-то гремела на всю округу.

В селе Татарские Челны провёл детство и юность Михаил Нужин, крупный учёный-математик, он четверть века работал ректором КГУ. Его вклад в развитие университета настолько значителен, что именуется как «эпоха Нужина». Бюст нашего земляка установлен на территории университета.

Целебная вода ижёвская

Село Ижёвка знаменито в первую очередь всероссийской здравницей, целебной минеральной водой. Как терапевтическим средством, ею начал пользоваться елабужский врач Крылов с 1858 года. Долгое время вода носила название «Спиридоновская» благодаря тому, что её прославил на всю Россию  малмыжский мещанин Д.Спиридонов. Уже 90 лет санаторий «Ижминводы» дарит людям здоровье и по праву считается жемчужиной Прикамья.

По всей видимости, ижёвская водичка помогает не только здоровью, но и развивает творческие способности. Уроженцы и жители села люди одарённые, талантливые. Это писатель Михаил Гоголев – автор трёх десятков книг, местные поэты  Людмила Галкина, Василий Краснов, автор гимна села Ижёвка Леонид Белоусов и многие другие.

Легенды Икского Устья

В неописуемом по красоте месте расположено село Икское Устье, которое когда-то  было торгово-купеческим с грузовой и пассажирской пристанью. Интересные заметки о нём оставил Василий Немирович-Данченко, русский писатель и журналист, старший брат известного театрального деятеля Владимира Немировича-Данченко. Здесь родился Иван Маркович Краснопёров (1839-1920), русский земский статистик, историк, этнограф, мемуарист.

История села развивалась по известной траектории – революция, коллективизация, война. Исторические хроники свидетельствуют, что в конце 50-х годов прошлого века колхоз приобрёл первый в районе легковой автомобиль. Примерно с этого же времени деревня начинает вымирать в связи с директивой об укрупнении колхозов. Сейчас село возрождается, здесь строится храм, установлены памятники воинам-землякам. Есть в селе патриоты родного края, значит, жизнь продолжается.

Центр этнографической культуры

Село Тихоново расположено между Менделеевском и Елабугой, ему более 150 лет. В советский период здесь действовал знаменитый зверосовхоз-миллионер «Тойминский». С его развалом тихоновцам пришлось пережить нелёгкие времена, искать работу на стороне. Но село выстояло. Его визитной карточкой является ансамбль «Тихоновские зори», который под руководством Ольги Подшиваловой популяризирует русскую песню, народные традиции. Есть в селе и музей «Русская изба», в котором можно узнать немало интересного об исконном русском быте. Здесь каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. Благодаря наличию этого музея и объекта культурного наследия – церкви Св.Тихона Амафунтского, Тихоново позиционируется как  этнографический центр русской культуры.

Нашего полку прибыло

Русский состав населения Бондюги пополняли прибывшие по направлению на карповский завод выпускники химических учебных заведений. Вместе с местными специалистами они не покладая рук умножали славу старейшего химического предприятия. В разные годы на завод приехали Вера Макарчева, Нина Бурмагина, Валентина Казакова, Людмила Маркова, Любовь Кайманова, Вера Мустафина, Лидия Мухамадеева и другие. Как отметила Вера Ивановна Макарчева, мы любили свой труд и возводили его до творчества.

Если говорить о вкладе представителей русского народа в химическое производство, то необходимо упомянуть имена директоров Василия Вольнова, Николая Тимкина, Дмитрия Иванова, Владимира Бусыгина, а также специалистов Александра Муравьева, Ивана Колпакова, Михаила Некрасова, Владимира Ральникова, Ивана Ямщикова, десятки славных династий и сотни скромных самоотверженных тружеников.

mendeleevskyi.ru

Добавить комментарий

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch