(20 февраля 2018) В Менделеевске летом этого года пройдет масштабное событие с интересным названием «Марийская восьмерка». Этнофестиваль «Марийская восьмёрка» станет отправной точкой в развитии туристического направления в селах.
В Менделеевском районе такое мероприятие пройдет впервые и станет местом притяжения марийцев и гостей праздника с разных регионов нашей страны.
Весна ещё не перешла в наступление, но под мостом на Казанском тракте среди заснеженных берегов уже темнеют неспешно текущие воды Илети. Задержаться бы на мосту, полюбоваться на течение никогда незамерзающей реки, но мы спешим — туда, где речушку с таким же именем можно запросто перешагнуть. Элнет в Менделеевском районе Татарстана ничуть не похожа на свою тёзку в Марий Эл. У этихрек, носящих одно и то же имя, разные истоки. Выходит, Элнет начинается дважды…
Пятый элемент
В том, что Бондюжский район поменял своё название на Менделеевский, есть некая историческая закономерность. С уроженцем села Бондюги купцом Петром Капитоновичем Ушковым великого русского химика связывали и приятельские отношения, и научные интересы — на ушковских заводах он проводил свои исследования. С середины XIX века химическое производство обеспечивало всей округе надёжные заработки. На заводе в посёлке Кокшан работали мужики из окрестных деревень, в том числе и марийских. Писатель и краевед Иван Ямакович Ямаков указывал, что марийских деревень было двенадцать и все их жители, так или иначе были связаны родственными узами. Эти связи сохраняются и поныне, несмотря на то, что по административно-территориальному делению одна часть деревень оказалась в Удмуртии, а другая — в Татарстане. Всего полтора километра да речка разделяют татарскую Ильнеть от удмуртской Большой Ерыксы, немало ерык-синцев работают в Ильнети, а уж, сколько парней и девушек из обеих деревень переженились за долгие годы — не сосчитать.
Марийцы, наряду с татарами, русскими, удмуртами — один из народов, давно обосновавшихся здесь. Если бы в периодической таблице Менделеева фиксировались не химические элементы, а народы, проживающие на этой территории,их, так сказать, удельный вес, то марийцы расположились бы на четвёртом месте. А если точнее — на пятом: по последней переписи 2010 года их потеснили кряшены, выделенные в отдельную группу.
Сегодня марийцы живут в основном в четырёх деревнях — Ильнети, Актазиках, Карманково, Мари-Текашево, а также в самом Менделеевске. Названия деревень — официальные, сами же марийцы называют их по-своему: Ильнеть — Элнет, Актазики — Памашэнер, Карманково — Йыгра. Обосновались на этих землях они давно: в 2000 году по инициативе Аркадия Искакова отмечалось 400-летие массового заселения марийцами междуречья Вятки и Камы. По одной из версий, Актазики основаны переселенцами со стороны Казани, а предки нынешних ильнетьцев жили когда-то на территории нынешнего Моркинского района Марий Эл. И действительно, в Волжскомрайоне, недалеко от татарской границы, есть деревня Памашэнер. Сложнее, с Ильнетью-Элнетом: длина реки Илеть более двухсот километров, и на этом протяжении можно встретить и село Илеть с деревней Илетнур в Параньгинском районе, и деревню Ильнетуры в Волжском районе, и несуществующий ныне починок Элнетумбал в Моркинском районе.
Безусловно, одно: имя Элнет в Марий Эл необычайно популярно. Его носят и крестьянские хозяйства, и творческие коллективы, и вершинное произведение Сергея Чавайна.
Поздно вечером, в Ильнети, на кухне у Геннадия Александровича Мальгина мы размышляли о тайнах марийской топонимики. Будь с нами его земляк, известный учёный Валерий Вершинин, знаток местных говоров, а также названий рек и весей Прикамья (брат его, Василий Иванович, долгие годы был директором Ильнетской школы), он бы наверняка дал нам вразумительный ответ. Но учёный листал толстые фолианты где-то в Йошкар-Оле, поэтому, гадая: по какой из рек марийцы могли добраться до здешних мест — по Вятке или по Каме? — мы прибегли к проверенному, хотя и не всегда точному способу — народной лингвистике. Обе реки, кстати, по-марийски звучат одинаково –Виче, что, видимо, служит обозначением водной артерии, и вообще воды. В Ильнети до сих пор говорят о речной воде — вичевуд, а заливные луга называют вичеолык. Такая же лексика принята у марийцев Елабужского и Мамадышского районов Татарстана. А вот башкирские марийцы называют Каму уже иначе — Чолман.
Жаль только, местная Элнетвуд, когда-то отличавшаяся стремительным течением, почти пересыхает. Раньше тут «морды» ставили — ловили рыбу. А сейчас руслоушло…