(24 февраля 2018) Летом этого года на благодатной ильнетской земле пройдёт этнофестиваль «Марийская восьмёрка», идейным вдохновителем которого при поддержке главы района Валерия Чершинцева выступил заслуженный работник культуры Татарстана Геннадий Мальгин.
В период подготовки к этому замечательному событию, основной задачей которого является возрождение, сохранение и дальнейшее развитие духовного богатства, пропаганда обрядовой и песенно-танцевальной культуры марийцев и приобщение к нему подрастающего поколения, мы начинаем цикл публикаций о культуре, традициях, известных людях марийского народа. Сегодня речь пойдёт об уникальном шедевре – марийском кандыра (верёвочке), который является ярким хореографическим действом.
Марийская восьмёрка- это танец или пляска? Дело в том, что эти виды хореографии во многих языках обозначаются однословно: у мари – куштымаш, удмуртов – эктон, татар – бию, чуваш – таша, русских – пляска. «Восьмёрка» – это ритуальный бытовой танец восточных мари, зарождённый со времён язычества. Собирались марийцы вместе и начинали «вить верёвочку», что означало оберегаться от злых духов. А топот и дроби символизировали изгнание болезни из себя, плясали в лаптях с прикреплёнными к ним маленькими колокольчиками.
Этот танец самый распространённый, в нём могут принимать участие большое количество людей без ограничения возраста. Пляшут в этом карнавале даже те, кто еле передвигался на ногах в повседневной суете. Получалась целая цепочка «восьмёрок». Не хватает места «вить» одну верёвку – тут же параллельно возникают вторая, третья… Какое это красочное зрелище! Яркие костюмы, одухотворённое выражение лиц танцующих!
Волшебное зеркало души мари
Что же дают и взрослым, и детям подобные массовые танцы и плясы? В массовой хореографической сцене у каждого участника по-своему раскрывается его волшебное зеркало души, секрет человеческого потенциала. Танцующие, подчиняясь замыслу, идее «восьмёрки», приобретают очень многое для себя: девушка, которой в обычной жизни свойственны резкость, порывистость, должна двигаться плавно и величественно; та, которая привыкла шагать крупно, по-мужски размашисто, должна умерить свою поступь; а хохотушка вынуждена быть сдержанней, угрюмая – быть приветливой.
Одним словом, в этом массовом действе – десятки индивидуальных солистов. Этим и притягивают плясы зрителей, вовлекая их в необузданный вихрь движений.
– Именно в плясках, если конкретно, в дробушках (тывырдык) выводится весь шлак и иная нечисть из организма, – признаётся художественный руководитель Ильнетского СДК и прославленного коллектива «Элнет» Геннадий Мальгин. – Это поразительно, народ в это верит! Поэтому даже в бурный дискотечный век позиции массовых плясок очень прочны в марийском народе.